Важнейшая часть любой фотографии – свет. Как не были бы прекрасны и необычны поза модели, композиция, фон, локация – всё это не будет играть без света, более того – работа будет бесполезна. Но дело не в том, чтобы засветить, сделать свет как можно ярче, нет, для качественной фотографии свет должен быть интересным и качественным. Нужно поймать и зафиксировать свет, который отличается от привычного нам, излишне жизненного – того, что постоянно перед нами. Такой свет нужно превратить в искусство. Чаще всего в жизни мы наблюдаем яркий, жесткий свет, который исходит от солнца. Ваша работа – преобразовать его.
Настоящая работа грамотного фотографа портретной съёмки начинается в тот момент, когда он начинает видеть разницу между просто хорошим, ровным светом солнца и интересным светом. Скорее всего все окружающие вас люди решат, что вы спятили, ведь один раз увидев разницу и задумавшись о свете, вы будете думать о нём постоянно. В вашей повседневной речи прочно закрепятся фразы: «Этот свет прекрасен, он так оттеняет красоту модели» «Этот свет так подходит для вашей внешности – давайте остановимся и сделаем несколько кадров» «Такой свет мы не имеем права упустить!». Но не стоит переживать и волноваться – это поведение – типично для профессионального фотографа, любящего своё дело. Поверьте, это окружающие вас немного ненормальны, ведь они не видят такую красоту, не умеют её воспринимать.
Когда же искать самый интересный и подходящий вам свет? Время съёмки – максимально важно для её успеха. Запомните – солнце должно ещё находиться в зените. В среде профессиональных фотографов существует понятие «Золотой час» - это время, когда солнце располагается немного ниже, свет более рассеянный, чем привычный нам дневной жесткий свет. Кроме того, в это время он имеет золотистый оттенок, что отлично подходит именно для портретов.
Что же такое «Золотой час» - сколько в это время на часах? Это 1-2 часа после восхода солнца и до заката солнца. Посоветуйте клиенту устроить съемку именно в этот временной промежуток. Вряд ли он выберет раннее утро – кто захочет на рассвете уже быть во всеоружии и готов сниматься или фотографировать? А вот закатное время чаще всего подходит обеим сторонам.
Ещё одно время идеального, интересного света – сразу после дождя или ливня. После туч, когда небо начинает проясняться – вы получаете удивительный рассеянный, мягкий свет. Влажность воздуха добавляет фотографии свежести. Вода придаст фотографиям эффект боке, лужи могут послужить необычным природным зеркалом – всё сыграет в вашу пользу, демонстрируя клиенту ваш профессионализм. Внимательно ознакомьтесь с прогнозом погоды перед съёмкой и если обещан кратковременный дождь или вы с клиентом имеете возможность подождать – не стоит отменять мероприятие, просто дождитесь благоприятных условий.
Атмосфера и освещение сразу после прошедшего дождя – это то, что стоит подождать. И во что вы, однозначно, влюбитесь.
При портретной съёмке убирайте ненужные фоны, пустые и иные пространства вокруг объектива. Люди – вот что в основном фокусе при портретной съёмке, значит, и кадр должен быть максимально плотным. Всё лишнее вокруг стоит обрезать, заретушировать. Даже идеальное фото можно улучшить – попробуйте поиграть с плотностью кадра.
Если ваша модель расположилась в таких локациях как лестница или у окна, то обратите внимание на горизонтальные и вертикальные линии – они должны быть прямыми. Уделите внимание линии горизонта.
Даже совсем незначительный наклон может испортить фотографию. Конечно, есть огромная разница между наклонами – специально предложенными моделью интересной позой и случайными незначительными наклонами, которые сбивают горизонт. Горизонтальные линии структурируют ваше фото и помогут избежать ощущения хаоса и нестабильности. Если при съемке появляются сомнения, то вернее всего будет выпрямить горизонтальные линии в приоритете над вертикальными. Почему именно так? Потому что мы сознательно и бессознательно каждый день видим одну, наиболее главную для нас горизонтальную линии – горизонт, от этого человек более чувствителен к неровностям горизонта, чем к погрешностям вертикалей.
Лучше всего использовать штатив, ведь без него, его роль на себя придётся взять вам, либо найти штативу достойную замену. Чтобы не чувствовать лишней дрожи и стать верным, твёрдым штативом – поставьте ноги чуть шире плеч и прижмите локти к корпусу, придерживайте камеру левой рукой под объективом. В этой позе вы действительно будете походи на штатив. Если фотографировать приходится лёжа, то разведите локти, а если есть возможность опереться о надёжный, устойчивый предмет – стену или дерево, валун или природный выступ, то вы найдёте то, что заменит вам штатив. Стабилизировать камеру необходимо, ведь именно это позволит вам максимально снизить вероятность «шевелёвки», добиться чёткого снимка и профессиональной, не смазанной фотографии и в тяжелых для съёмки условиях.
Чтобы получить на ваших фото не только маленькую глубину резкости, но и тонну света – используйте широко открытую диафрагму f/2.8, f/2.0 и f/1.2. Для чего нужна малая глубина резкости? Чтобы создать визуально большее расстояние между фоном и объектом, как бы разделить изображение на планы (передний и задний). Именно открытая диафрагма позволит вам создать сказочный эффект, известный как боке. Особенно популярны фотографии с маленькой глубиной на таких мероприятиях как свадьбы и семейные фотосессии.
Но будьте внимательны, при широко открытой диафрагме всегда существует риск потерять фокус.
Большой источник света придаст вашим фотографиям более плавную игру – переход света в тень. У начинающих фотографов существует приём: они размещают источник света как можно дальше от объекта съемки, считается, что это сделает свет в кадре более мягким и рассеянным, но секрет не в этом. Смело размещайте ваш объектив рядом с большим источником света и вы никогда не разочаруетесь.